Свет и тень в живописи Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения. Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые. Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы. Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции. А теперь немного практики Собственная тень – этосамая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена. Полутень – это переход от света к тени. Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов. Свет – освещенная часть предмета. Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете. Падающая тень – это тень от предмета. На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень  - и именно в этой последовательности. И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева. Переходим, собственно, к примеру. В цветном примере и черно-белом свет будет располагаться слева. Шаг 1. Сначала чертим ось симметрии и основу, затем намечаем плоскость стола. Шаг 2. С помощью вспомогательных линий строим  чашку и намечаем эллипсы. Шаг 3. Достраиваем чашку, рисуем ручку и завершаем эллипсы. Шаг 4. Рисунок выполнен пастелью. Коричневым мелком намечаем блик, как самое светлое пятно на предмете, затем, коричневым и оранжевым мелком с правой стороны  чашки делаем рефлекс. От рефлекса рисуем тень. Штрихи будут плотнее. Сначала этот участок покрываем немного синим цветом, так как синий цвет – тоже рефлекс от синей драпировки на заднем плане, и он дает отражение в тени на предмете. Потом сверху наносим коричневый и оранжевый цвет. Тем самым получаем самым темный участок на чашке. Потом от тени к блику делаем полутень. Сверху светло-коричневым делаем тень внутри чашки. Потом переходим на ручку и намечаем и там тень. С правой стороны на столе рисуем падающую тень и начинаем штриховать стол зеленым мелком.    Шаг 5. Заканчиваем рисовать чашку, дорисовываем световую часть, заштриховываем зеленым цветом скатерть, а переднюю часть драпировки делаем более насыщенным зеленым, так как она находится в тени. И завершаем синим цветом задний план. На четно-белом рисунке так же можно посмотреть, как происходит переход от света к тени. #артсоветы #художник #творчество #изо #картины #тень #свет #урок #теория #практика

Теги других блогов: живопись цвет освещение